Про фильм «Радиус»

Кинофестиваль Фант-Азия, каждый год проводящийся в Монреале, давно вышел за рамки премьер азиатской кинопродукции для западного зрителя, став мероприятием, на котором миру было представлено огромное количество отличных фильмов со всего света. Японский «Звонок», «Бесславные ублюдки» Тарантино, «Зомби по имени Шон», аниме «Идеальная грусть» и даже англоязычная версия «Ночного дозора» – все эти картины впервые были показаны именно в рамках Фант-Азии. Как и «Радиус», маленький канадский триллер с копеечным бюджетом, легко затыкающий за пояс своих более дорогих и помпезных конкурентов за зрительское внимание.

Он пришел в сознание возле разбитого автомобиля, но несмотря на отсутствие очевидных ран, ему никак не удается вспомнить ни свое имя, ни род занятий, ничего. Выйдя на дорогу, мужчина попытался поймать попутку до ближайшего города, но женщина за рулем первого же автомобиля, решившего его подобрать, моментально умерла без всяких видимых причин. Посетители закусочной, до которой Лиаму, а именно так зовут главного героя, удалось добраться, тоже оказались мертвы. Что это? Смертельный вирус? Атака химическим ОМП? Нет, ситуация куда страшнее: все, кто оказываются в радиусе 15 метров от мужчины, сразу же умирают, т.к. их мозг просто перестает функционировать. Все, кроме молодой девушки, точно так же страдающей от амнезии, как и Лиам.

То, что «Радиус» будет как минимум неплох, стало понятно уже во время завязки, потому что исполнена она была идеально. Никакой затянутости, никаких пространных лирических отступлений: быстрое знакомство с главным героем и молниеносный переход к таинственному и пугающему, сразу же порождающему множество вопросов. Оставалось только надеяться, что развитие сюжета и его кульминация будут хотя бы не хуже первых 15 минут, и эта надежда оправдалась целиком и полностью.

Одна из многочисленных заслуг авторов «Радиуса» заключается в том, как тонко они играют со зрительским вниманием. Примерно за три четверти фильма аудитория получает практически все ответы на интересующие ее вопросы, причем происходит это именно в те моменты, когда ждать становится уже невмоготу, а затем раскрывается и тайна убийственного радиуса Лиама. Тайна, от которой лично у меня едва не вырвался вздох разочарования, ведь в этот момент от картины резко потянуло душком третьесортной фантастики. Но не успело это разочарование как следует сформироваться, как случился он – МОЩНЕЙШИЙ ТВИСТ, отодвинувший все остальное куда-то на второй план. Или даже на третий. И внезапно в «Радиусе» появился и новый конфликт, и драматическая глубина, и философский подтекст, и четкая мораль, выводящие картину на новый уровень.

Одним из факторов, формирующих личность человека, является опыт. Слегка упрощая, опыт – это память. Если память о прошлом куда-то исчезает, то неизбежно меняется и личность, и вокруг этого построен весь финал «Радиуса». Построен таким образом, что каждый из его нескольких твистов действует на зрителя словно холодный душ: ты только сделал какой-то вывод о происходящем, как все переворачивается с ног на голову, и теперь нужно не только переосмыслить предыдущие события фильма, но и осознать только что произошедшее – натуральные эмоциональные горки, да и только.

Ну и актеры постоянно помогают держать зрителя в тонусе. Главные роли исполнили Диего Клаттенхофф и Шарлотта Салливан, и, хотя в картине периодически появляются другие персонажи, особенность истории «Радиуса» такова, что кто-то из ведущих персонажей постоянно находится в кадре. Иными словами, экранного времени у Диего и Шарлотты было просто огромное количество, и каждую его минуту пара отработала на все 100%. Каждый из актеров показал полный спектр эмоций: от испуга и растерянности до гнева и ненависти, и следить за их игрой было настоящим удовольствием. Особенно Клаттенхофф и Салливан разошлись в финале, выдавая на последних минутах перформанс, достойный Оскара. В общем, большие молодцы.

«Радиус» – добротный фантастический триллер, превращающийся в какой-то момент в отличную драму. У фильма есть небольшие проблемы с логикой, а в одной из сцен, как мне показалось, его авторы подзабыли предыдущие события, но ничего критического, что повлияло бы на общее впечатление от картины, я не заметил. Рекомендую.

Спасибо за внимание.

Изображения: EMA Films.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.