Про фильм «Русалка. Озеро мертвых»

Вчера я обещал рассказать, какой отечественный хоррор в очередной раз поверг меня в уныние, и оказалась им, как вы и сами наверняка догадались, «Русалка. Озеро мертвых» от Станислава Подгаевского, автора фильмов ужасов «Владение 18», «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста». После «Пиковой дамы», кстати, я возлагал на режиссера большие надежды, но прошлогодняя «Невеста» не оставила от них и камня на камне, ну а «Русалка» окончательно доказала, что снимать массовые фильмы ужасов у нас пока что не научились. И если общая тенденция сохранится, то и не научатся.

Уже через несколько недель Рома и Марина станут мужем и женой, а пока что у ребят масса других забот и планов. Парень, например, активно тренируется перед соревнованиями по плаванию, а девушка старается во всем его поддерживать. И хотя между ними существуют мелкие разногласия, как и у совершенно любой пары, Рома и Марина искренне любят друг друга, и ничто не предвещает беды. А ведь она уже стучится к ним в дверь: неожиданный подарок в виде дома в глуши, преподнесенный отцом Романа, с которым он не виделся около 20 лет, скрывает в своей истории и страшную тайну, и смертельную опасность для влюбленных. По-хорошему, в этот дом вообще не стоит ездить, но откуда об этом знать Роме, собравшемуся осмотреть новые владения и решить, что с ними делать? Правильно, ниоткуда. Так что парень отправляется в глушь, а возвращается из нее с жуткой и необъяснимой болезнью, медленно высасывающей из него жизнь.

В отличие от той же «Невесты», где хотя бы первые пять минут фильма можно было назвать хорошими, а если говорить начистоту, так и вовсе отличными, «Русалка» сразу же и без стеснения демонстрирует зрителю всю свою убогость. Выстраивая экспозицию для истории, Подгаевский не стал придумывать что-то оригинальное, а вооружился самыми шаблонными приемами для нагнетания саспенса, переставшими работать еще в прошлом веке, и на протяжении всей завязки усердно убеждал зрителя, что сейчас будет страшно. Вот только темная картинка, зелено-голубая палитра и заунывный эмбиент испугать могут едва ли, а корявая графика, о которой я еще выскажусь чуть ниже, скорее пробивает на смех, чем на ужас. И хотя с такой завязкой сразу становится понятно, что и дальше от фильма ничего ждать особо не стоит, оставшиеся полтора часа все же умудряются удивить своей безыдейностью и тупостью.

Больше всего раздражает конечно же сюжет, дырявый настолько, что к середине фильма просто устаешь считать все логические и технические проколы картины, махая на это рукой. В конце концов, какая разница, что некоторые из персонажей, обладая всей необходимой информацией о происходящем, упорно отмалчиваются до тех пор, пока по воле режиссера не приходит время для очередного твиста, и вот тогда-то они вставляют свои пять копеек. Мало что меняющие, кстати, потому что зачастую история развивается вообще без участия главных героев, а ценность их поступков для сюжета стремится к нулю. Впрочем, даже в тех моментах, когда Рома и Марина решаются действовать, их усилия либо ни к чему не приводят (что еще можно кое-как оправдать сюжетом), либо забываются авторами картины уже через пять минут. Вообще, у меня сложилось впечатление, что немало сцен было добавлено лишь для того, чтобы режиссеру было куда воткнуть свои смешные потуги на скримеры, и все, что в них происходит, общей историей фильма не учитывается. Зритель испугался? Хорошо! Не испугался? Двигаем дальше. Персонажи в этих сценах что-то говорили? Ой, да и леший с ними.

Это наплевательское отношение к героям, к слову, проходит вообще через весь фильм, и речь вовсе не об их судьбах. Я говорю о проработанности характеров, которой в «Русалке» совсем не наблюдается. Марина, Рома, его сестра и отец представляются банальными и плоскими, словно Подгаевскому просто нужен был свободный рот для нескольких реплик, а какая личность за ними стоит – дело десятое. Именно поэтому, как мне кажется, в одних сценах персонажи могут быть холодными и расчетливыми, а уже через пару минут биться в истерике, бормоча что-то бессвязное. Да и чему удивляться: если у героев нет своих характеров, то и особенностям поведения взяться неоткуда, а следовательно, они могут вытворять что угодно. И кого волнует, что это выглядит глупо и нереалистично.

А знаете, что еще выглядит глупо? Попытки режиссера напугать зрителя. Уж не знаю, с чего Подгаевский решил, что топить аудиторию в скуке и нагнетать атмосферу – это одно и то же, но именно этим он и занимается большую часть времени. Будьте уверены, как только персонажи наконец-то заткнут свои рты, перестав извергать потоки банальностей, так сразу же случатся две вещи: на экране с минуту-полторы просто ничего не будет происходить, а затем авторы фильма выкатят скример. Нестрашный, естественно, потому что уж слишком долго к нему подводят зрителя, слишком предсказуемы его тайминги. Да и пугать пытаются исключительно страшными рожами, но страшные они в первую очередь из-за отвратительного качества графики, словно пришедшей из начала нулевых. Я всей душой за технологии, но если уж кривые руки «специалистов» по спецэффектам не позволяют создать хороший CGI, то наймите талантливого гримера – толку будет в 100 раз больше.

И напоследок поговорим об актерах. Здесь все ожидаемо плохо, а Виктория Агалакова, сыгравшая Марину, так и не смогла выйти из своего образа в «Невесте», играя точно такого же персонажа, но с поправкой на большую сценарную тупость всего фильма. И если в предыдущей картине Подгаевского была хотя бы пара занимательных кадров, то в «Русалке» нет даже их. Да и таланта Виктория не такого уж и выдающегося, хотя на фоне всех остальных буратин, неведомо каким образом попавших на главные роли, девушка все же выделяется в лучшую сторону. А вот насколько почетно быть лучшим из худших – каждый для себя решает сам.

«Русалка. Озеро мертвых» – нестрашный, глупый, нелепый, скучный и попросту отвратительный хоррор, подтверждающий только одно: у нас фильмы ужасов снимать не умеют. Категорически не рекомендую.

Спасибо за внимание.

Изображения: Централ Партнершип.

1 комментарий

  1. , , online. . , , .

    —. , . , . . .

    , , . , . . — online .

    , . , . . , . , . — . .

    , . — . , . . .

    , , . . . . 5 .

    , , . 90% . . . , .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.